Предмет исторических западных боевых искусств или фехтования нельзя рассматривать без обращения к практике сценического, или театрального фехтования. Существует множество стереотипов хореографического фехтования, настолько распространенных, что в определенных кругах они приобрели статус несомненных боевых приемов. Большинство из них являются игрой воображения или заблуждением. Однако они так плотно вошли в сознание зрителей, что есть те, кто этого не понимает. Хотя такое заблуждение очевидно для практиков исторического фехтования, эту проблему стоит рассмотреть. Будем честными. Сам термин «сценическое фехтование» говорит нам о том, что речь идет о инсценировке. Актеры не фехтуют по-настоящему, они даже не учились этому. Говоря «по-настоящему», я не имею ввиду умение убивать, а скорее пытаться нанести удар противнику. Однако не все приверженцы сценического фехтования легко признают этот факт (оставляю читателю самому решить, почему).
Грустно, что нынешние начинающие фехтовальщики пытаются разучить вымышленные стойки, увиденные ими в «Горце» или фильмах про нинзя, и вращают своими мечами, как Геракл из сериала. Достоверный бой в кино, театре или в другом шоу это представление. Это создание видимости боя, а не точное воспроизведение или имитация. Помните, что представление создано для развлечения, и не обязано быть реалистичным или обучающим. В противном случае зрителю становится скучно. Кроме того, оружие, которое зачастую используют в кино или театре, не соответствует историческим аналогам: либо оно слишком прочное и тяжелое, чтобы предотвратить поломку от постоянного столкновения, либо чересчур легкое, алюминиевое, чтобы создать иллюзию скорости и ловкости персонажей.
В отличие от средневековых боев в кино, где воины делают что угодно, но не пытаются зарубить или заколоть друг друга, искусство фехтования обычно гораздо менее развлекательное и требует большей осторожности. Ради драматического эффекта постановочные бои преувеличивают важность и частоту контакта клинков и это их главный недостаток. В обычном постановочном бою клинки стучат друг о друга (неизменно лезвие в лезвие) на продолжение нескольких минут. Бойцы стараются попасть не друг в друга, а в оружие. Иногда они пытаются подставить клинки под прямой удар, и мечи с грохотом сталкиваются. Обычно актеры делают сверхширокие замахи и парирования. Любое более реалистичное действие является неуместным. В худшем случае можно заметить, что если бы актер убрал меч, оппонент все равно не попал бы по его телу и удар пришелся бы в воздух.
Обычно воины выглядят не реалистично, когда машут мечом и наносят удар за ударом, не пытаясь финтить или обмануть противника. Они редко делают паузы, чтобы сменить темп или обхитрить врага (такие действия противоречат ремеслу). Практически каждый удар блокируется или попадает по другому случайно подвернувшемуся предмету. Удары редко не попадают в цель, от них редко уклоняются. Нередко создается впечатление, что их мечи весят не менее 5 кг, и инерция заставляет бойца следовать за движением клинка. Бреши и уязвимости вследствие такого «маневра» в расчет не принимаются: противник никогда не успевает вовремя воспользоваться моментом и ударить. Нелепо, насколько часто бойцы попадают по стоящим рядом предметам, а не друг по другу. Иногда, когда боец промахивается, он теряет равновесие, а другой уклоняется или бьет кулаком или ногой. Такие случайности в лучшем случае немыслимы в реальном бою.